«Если не доешь, сложу за шиворот!» — мальчик Артур каждый раз вжимался в стул, когда слышал эти слова, но ничего не мог с собой поделать — каша отказывалась впихиваться. Даже если положить в нее кубик сливочного масла с хлебом, вкуснее каша не становилась. Все остальные дети в группе видели, как достается Артуру, и послушно жевали — каждый свою кашу. И однажды день, когда эта каша оказалась за шиворотом у мальчика, настал. Футболка, заправленная в шортики, намокла, и вода от каши стекала у Артура по ногам. «Видели, что бывает, если не доедать свою еду?» — по-моему, воспитательнице и самой стало не по себе от того, что она сделала, но ничего уже нельзя было исправить. Мальчик отправился «приводить себя в порядок» в казарменного типа душ с коричневой разбитой плиткой на полу. Дети притихли. *** Я, то есть девочка Маша, очень переживала за свои платья, которые мама шила для меня и помогала надевать каждое утро: с котятами и воздушными шариками, с голубыми цветами и в красную клетку. В общем, я очень любила свои платья. И втайне ненавидела геркулесовую кашу. И каша то вроде даже с сахаром, но эти шушенки — кожурки, оставшиеся на некоторых зернышках, — заставляли горло сжиматься, не давая каше доедаться. Мальчик Артур Маше в общем-то не очень и нравился, но история, которая с ним произошла, ее очень впечатлила, а случившееся никак не выходило из головы.
«Маша!»
«😳»
«Ну-ка доедай! А то за шиворот сложу!»
От волнения Маша стала кусать губу, и тут что-то небольшое выпало изо рта на стол. Это был зуб! Он давно шатался и наконец выпал! Воспитательница подошла и заглянула Маше в рот: «Иди прополоскай, зубик я в бумажку тебе заверну, положишь в кармашек... Кашу можешь не доедать».
***
Я опубликовала этот рассказ в своем Инстаграм. К моему удивлению, он вызвал живые эмоции у многих людей, прошедших через систему муниципальных детских садов в советское и постсоветское время. Думаю, такой рацион долгое время был необходимостью, частью системы и, отчасти, залогом выживания. Но в период, когда дефицит питания перестал быть острой проблемой, принцип "накормить во что бы то ни стало" в муниципальных учреждениях так же перестал органично вписываться в жизнь детей. Кто-то из читавших пост написал, что, наоборот, торопились сбежать в садик, потому что подобную пытку едой проделывали дома.
65% читателей уверены, что просто не имели права, не чувствовали сил и уверенности в себе рассказать об этих случаях родителям.
Чтобы такого не случилось больше никогда, важно удостовериться, что:
Вы четко обговорили с воспитателем, что ни он, ни заменяющие педагоги никогда не будут заставлять ребенка есть. В Великобритании наибольшую силу имеет то, что отправлено по почте или предоставлено в виде письменного документа. Возможно, это будет иметь смысл и в России.
Ваш ребенок понимает, что обретет защиту и поддержку, рассказав вам о любом подобном инциденте.
Хочется написать о том, как важно учить ребенка отстаивать свои права и границы, но в то же время невозможно говорить о том, что ребенок младше 7 лет должен уметь за себя постоять перед взрослым. Он никому ничего не должен, и это окружающие его взрослые должны заботиться о его эмоциональном и физическом благополучии. В этом вся беспомощность возникающих подобных ситуаций.